Вниманию читателей предлагается интервью с Эдуардом Лимоновым, взятое в свое время для радиостанции SNC. Материал не дошел, к сожалению, до слушателя, так как к моменту выхода его в эфир SNC свернула свою деятельность. Тем самым, данная публикация является своего рода реквиемом бывшей глушилке близ метро «Полежаевская», где под знаменем лакейской аббревиатуры трудились многие честные и искренние люди.
Интервью, взятое у скандального литератора Екатериной Половинкиной, интересно нам сразу по трем пунктам. Во-первых, разговор на околомузыкальные темы в какой-то степени открывает Лимонова со свежей стороны, вводя его в контекст «рок-революционного» радикализма. Во-вторых, интермедия интересна участием в ней бывшего идеолога группы «ДК», известного провокатора Сергея Жарикова, чье место в русском роке сопоставимо с ролью Лимонова в литературе. И, наконец, сам принцип публикации радиоинтервью весьма близок декларируемой сверхзадаче нашего издания.
Оригинальный текст беседы идентифицирован интервьюером.
фото: Лаура Ильина
- Добрый день, Эдуард! Я -ведущая р/с SNC, точнее, рубрики «Обзор рок-прессы», знакомлю радиослушателей со специальными газетами и журналами, выходящими в нашем «неритмичном Отечестве». Лимонова знают в России давно -как писателя, как публициста, как человека, активно участвующего в политической жизни. Задача представлять вас аудитории таким образом упрощается, а вы представляете себе, что такое радиостанция SNC?
- Понятия не имею.
- Это музыкальная независимая радиостанция, работающая в диапазоне средних волн. От прочих представителей радиоиндустрии ее отличает тусовочный и некоммерческий характер. Во всяком случае, этого хотят добиться ведущие.
Можно поздороваться с радиослушателями.
- Да, привет, радиослушатели.
- И сразу первый вопрос. Весной я была на вашем вечере в ЦДЛ...
- Поганый вечер.
- Насколько я поняла, вы не особенно охотно говорили о литерауре...
- Ну а что о литературе-то говорить, ее делать нужно, а говорите о нем бессмысленно.
- И неохотно отвечали на вопросы, касающиеся книги «Это я - Эдичка»...
- Совершенно верно. На вопросы о моей личной жизни я не хочу отвечать, стараюсь свою личную жизнь сохранить для себя.
- ...и очень охотно вступали в дискуссию по политическим вопросам.
- Абсолютно справедливо. И с вами тоже охотно вступлю в дискуссию по политическим вопросам.
- Я представляю, как уже было упомянуто, независимую радиостанцию, поэтому круг тем у нас не ограничен никакими условностями.
- Ну вот видите, вы - независимая радиостанция, я - независимый писаталь, так что мы друг друга стоим.
- Вопрос о независимости или о свободе. В «Это я - Эдичка» через все произведение проходит мысль об абсолютной свободе, а возможна ли она в государстве, в литературе, в музыке?
- Да-да, возможна... На грани самоубийства возможна. Долго это обычно не длится, через какой-то промежуток времени человек опять попадает в кабалу, но счастлив тот, кто хотя бы еджожды был свободен.
- А с какой целью вы сейчас здесь?
- Все мои интересы безусловно лежат в области политики. Литература на данный момент потеряла актуальность. Она была хороша в годы застоя. А сейчас наступило время декретов, лозунгов и прокламаций. Помните, как у революционного поэта Маяковского:
Тише, ораторы, ваше слово, - А какова, по-вашему, роль музыки на сегодняшнем этапе?
- Музыка должна воодушевлять нашу молодежь на подвиги. Период у нас героический, поэтому да здравствуют песни, сплачивающие людей. Сегодня необходим совершенно воинственный рок и поп и что угодно, а лучше всего - марши.
- Ну и как вы думаете, есть ли среди наших музыкантов способные оправдать это назначение?
- Я, честно говоря, плохо их знаю, но, скажем, какого-нибудь Гребенщикова, всю эту патоку, сладость отвратительную я не люблю.
- Я имею в виду не столько Гребенщикова,сколько ту музыку, которая объединяет и сплачивает. Есть ли такая?
- Если взять западный эквивалент, то в своем развитии я остановился на Джоне Роттоне, Рамонес и Клеш. Клеш (я имею в виду ранний период творчества) - это особая бунтарская модель. Дальше шел уже прирученный, демистифицированный постпанк, который мне никак не подходил, а вот клешевский «Белый бунт» я с ожесточением распевал, бродя по Нью-Йорку - и переживал состояние ненависти к этому городу.
Я ненавидел Битлз, хотя мое поколение ближе к нему. Мне казалось, что это перекрашенные в девочек сладкоголосые люди. И только когда появился панк, я сразу понял, что это моя музыка. Тогда же одним из первых я стал посещать некую впоследствии очень известную черную дыру СиБи ДжиБи (там, кстати, зарождался Велвет Андеграунд)1. В этом месте собирались никому еще не интересные Рамонес, потом я с ними очень подружился.
К сожалению, панк в его бунтарском выражении продержался недолго. Вскоре он был коммерциализирован. На музыкантов надели черные куртки и сделали их готовыми «for sale». Короче говоря, во всем, что происходит, я люблю бунт. Есть, например, хорошие немецкие группы «Бункер», «88» - правда, это скорее команды правого толка.
- А ДК можно считать бунтарской группой правого толка?
- ДК представляет собой некий убойный заряд, данный, видимо, всей нашей музыке.
- Насколько я понимаю, вы с Сергеем Жариковым оказались в одном правительстве2. Если ваше правительство придет к власти, то каким будет отношение к року?
- Всячески будем поощрять. Не любой рок, конечно. Запрещать ничего не стоит, но поощрять будем только тот рок, который нам подходит. Я буду поощрять военные марши, милитаризированную музыку, то есть ту, которая сплачивает.
- Извините, я задам вопрос Жарикову. Сережа, ты лучше знаком с отечественной музыкой. Видишь ли ты среди команд те, которые поддержат ваше правительство, правительство Жириновского?
Жариков: Вряд ли. Сам я уже давно разочаровался в музыкантах. Складывается такое впечатление, что они не видят происходящего вокруг. Почему-то когда был застой, все реагировали на отсутствие черной икры в магазинах. А сегодня убивают людей и всем наплевать. Тем большую роль играют публицистические выступления Лимонова, которые встряхивают общественность.
И в моем творчестве Эдуард Лимонов сыграл огромную роль. До его появления я воспринимал литературу как сказочку. Хорошую, добрую, грустную, но сказочку, А тут появилась некая аутентичность книги и жизни. В ДК, если ты знаешь наши альбомы, мы тоже пытались отразить жизнь без дистанций... Кстати, Эдуард, я знаю, что твоя жена занимается музыкой. Мы слышали, что она певица. Какой у нее репертуар?
- Моя жена делает очень жестокие вещи. Она скорее индивидуальный террорист в музыке. Эдакая женщина-наемник.
Жариков: Писатель-классик не может жить без музыки. Даже жена у него музыкант.
- Жена занимается музыкой, когда меня нет дома. В семье террор. Но без музыки я действительно не могу. Я ведь уже рассказывал о СиБи ДжиБи.
Жариков: Эдуард, а ты знаешь, что многие наши рок-музыканты зачитываются Пруссаковым3 (Паук, например). Ты ведь знаком с этим писателем, расскажи что-нибудь о нем.
- С Пруссаковым мы встретились в редакции эмигрантской газеты в 75 году. Он работал корректором, и меня взяли на эту же должность. Мы быстро друг друга поняли, так как оба считали себя революционерами. Кстати, в Нью-Йорке в 76 году я и Пруссаков устроили первую русскую демонстрацию против «Нью-Йорк Таймc».
Жариков: Как на это отреагировало советское правительство?
- Оно быстро перепечатало из газеты несколько статей, и меня уволили с работы.
Жариков: А каково твое отношение к Гитлеру?
- Его образ занижен и осмеян у нас. Несмотря на его загибы, Гитлер остается одним из великих людей XX столетия. Другое дело - негативный он гений или позитивный. Тем не менее этому человеку нельзя отказать в политическом таланте. Он поднял нацию, стоявшую на коленях, а ко всему остальному я отношусь совершенно свободно. Меня не смущают такие ярлыки, как «фашист», «национал-социалист» и пр. И к Ленину я отношусь хорошо. Переоценок в истории будет еще много, но в конечном итоге придут к тому, что этим дядькой стоит гордиться.
- Позвольте мне вернуться к главной теме разговора. Эдуард, интересен ли наш рок за границей?
- Я думаю, да. Приезжала, например, группа «Центр» - это было очень интересно. Конечно, привлекали определенное внимание и те первые группы, приехавшие на Запад, но потом публика к ним остыла. Все зависит от моды. Мода была в свое время и на перестроенную литературу, но все кончается, веяния быстро теряют свою остроту.
- В книге «Это я - Эдичка» можно прослелить отвоашение к наскоро созданной западной цивилизации. А что такое незападная цивилизация, ненаскоро созданная, и каково ваше отношение к другим укладам, как то: восточному, российскому и т.п.?
- Западная цивилизация вообще очень скучна. Это мертвечина. Кладбище. Человек здесь задыхается. Он лишен какой бы то ни было свободы. Мир напоминает супермаркет. Вы переезжаете из одной страны в другую, а повсюду одни и те же фирмы, одни и те же устои. Какая-нибудь Африка с мухами це-це выглядит гораздо более нормально на подобном фоне.
- Мы идем к Западному образцу?
- Слава тебе Господи, нет. У нас народ более честный, более грубый. Его можно заставить работать на коммунистическую систему, но заставить его быть машиной невозможно. Вся свобода на Западе сводится к двум функциям: производство и потребление. Потреблять советский человек не против, но механически производить просто не в состоянии. И хотел бы, да природа его такова, что он более расположен к размышлению. Национальный характер вырабатывается тысячелетиями, и превратить нас в западных людей вдруг практически невозможно.
Жариков: Видимо, пора заканчивать, а посему настало время заключительных вопросов. Какую из написанных книг автор считает наиболее удачной? Что бы ты посоветовал почитать рокерам, тусовщикам?
- Ну, поскольку в конце 20-го века читать мы все ленимся, то вниманию особо интересующихся я могу предложить очень короткую книгу «Дневник Неудачника». Как раз для тусовщиков. Я писал ее в 82 году в Нью-Йорке, но, как ни странно, произведение актуально и сейчас. Перелистывая его, я думаю: «О чем же ты грезила, бедная моя головушка, кто же тебя просветил».
Жариков: Радиостанция SNC отличается тем, что слушают ее в основном тусовщики, и вот если кому-нибудь захочется похулиганить: например, написать что-нибудь на стене или в туалете, что посоветовал бы писатель-классик, которого молодежь так любит?
- Абстрактный протест лучше всего выражает трехбуквенное слово. Ну а в туалете отлично будет смотреться лозунг «Ельцын Иуда». Вы поймите, что не заниматься политикой сейчас невозможно. Свою свободу надо защищать. В России все чаще говорят о том, что здесь скучно. Да если у вас скучно, вы безумные. Наступило великолепное время для политиков, авантюристов, рокеров. Если дурить, так дурить на полную катушку.
- Вы хотите что-нибудь пожелать радиослушателям?
- Я уже пожелал. Вооружайтесь!
товарищ Маузер! - мои любимые строки.
1 C.B.G.B (Country-BlueGrass-Blues) - знаменитый нью-йоркский джазовый клуб. Возник в начале 60-х годов и долгие годы служил стартовой площадкой для начинающих команд (помимо VELVET UNDERGROUND и RAMONES - TELEVISION, Patty Smith И Др.). С известных пор не обойден вниманием и наших муз. деятелей - еще в 1988 году это святое для каждого рокера место почтил своим визитом флагман шизоидного китча Сергей Курехин. В дальнейшем там выступали арт-эмигранты Ю.Наумов, «Оберманекены», а также случайные гастролеры типа гр. «Два самолета». По свидетельствам очевидцев, средняя посещаемость подобных мероприятий - 50-70 человек. return
2 Лимонов и Жариков входили в т.н. «теневой кабинет» либерально-демократической партии В.В.Жириновского; Лимонов возглавлял там объединенное министерство безопасности, обороны и внутренних дел, а Жариков занимал пост министра культуры. Любопытно, что министром иностранных дел в этом «правительстве» являлся музобозовец Иван Демидов. В дальнейшем лимоновская тусовка отошла от ЛДП, а сам писатель в январе 1993 г. основал новую национал-радикальную партию (основные задачи - русификация России и очищение ее ото всех иностранных элементов). return
3 ПРУССАКОВ Валентин - профессор кислых щей постклимовского толка, автор знаменитого труда о Гитлере «Оккультный мессия и его рейх». На русском языке книгу недавно выпустило издательство «Шакур-2», возглавляемое рядом деятелей околожариковского круга, в том числе бывшим директором группы «ДК» Василием Бояринцевым. return